Пусть АБС молчит, когда ее не спрашивают!

Иногда АБС труднее заставить замолчать, чем заставить говорить. Об этом я писал на страничке, посвященной диагностике АБС. И разговорчивость ее, в общем-то, вещь не плохая. Но только до тех пор, пока в АБС все работает нормально. А вот когда настает пора частых диагностик - тогда начинаются проблемы. Если АБС самопроизвольно при включении питания входит в режим диагностики, то она не хочет сбрасывать коды ошибок, даже если просмотр всех кодов выполнен до показа кода "0-0-0-0".

Очень часто излишняя разговорчивость возникает при неисправностях замка зажигания, когда на шину "Х" (с нее питаются потребители, отключаемые при пуске двигателя стартером) напряжение подается раньше, чем на шину "15" (потребители, включенные постоянно в положении ключа "зажигание включено", в том числе и при пуске двигателя стартером). Или это происходит даже и при совершенно исправном замке, но более поздних модификаций. У меня это началось после замены родного замка зажигания (снятого с производства) на тот, который выпускается для B4. Можно, конечно, все разбирать и дорабатывать контактную группу замка надфилем, но это способ еще тот. Гораздо проще сделать реле задержки подачи напряжения на контакт питания АБС от шины "Х". Питание это подается по проводу, идущему от 7-го контакта разъема "D" на блоке реле (это данные для VW Passat 1991 - 1993 г.в. Для других машин - надо уточнять). Вот в разрыв этого провода мы и включим еще одно реле.


Вот такое:
Схема реле задержки подачи питания на блок АБС.

Очень простая схема.

"Масса" подключена к входу J2 блока задержки постоянно. Напряжение, которым замок зажигания собирается питать блок АБС по шине "Х", приходит с контакта D7 (так обозначается на схемах VAG 7-й контакт разъема "D") на вход J1 блока задержки. Напряжение это сразу попадает на контакт "85" реле задержки (это один из контактов его обмотки). Еще оно сразу попадает на контакт "30" реле задержки и с него попадает на контакт "87А" (тот, с которым контакт "30" замкнут, когда обмотка реле обесточена). Светодиод VD1 загорается, показывая, что напряжение на блок задержки пришло, но блоком задержки на блок АБС еще не выдано.

Питающее времязадающую цепь блока задержки напряжение стабилизируется микросхемой U1, выдающей во времязадающую цепь RV1-R1-C1 ровно 5 вольт, независимо от напряжения борта. С1 начинает заряжаться через резисторы RV1 и R1. Когда напряжение увеличится до величины, достаточной для открытия транзистора Q2 этот самый Q2 и откроется. И откроет Q1. А уж ток, который поедет через открывшийся Q1 заставит включится исполнительное реле - контакт "86" реле задержки (второй контакт обмотки реле) соединится с "массой", а "+12" на первом контакте уже давно есть.

Контакт "30" замкнется с контактом "87" и, во-первых, подаст напряжение питания на выход J3, и, во-вторых, заставит погаснуть светодиод VD1 - значит, напряжение ушло на блок АБС (или исчезло вообще...).

Вот задача и решена. Напряжение питания прошло с входа J1 на выход J3 через время зарядки конденсатора C1. При указанных номиналах (даны 2 комбинации, в зависимости от того, какие детали Вы сможете достать - выбирайте любую или придумывайте свою) задержку можно регулировать в пределах от 0,3 до 1,5 сек.

Диод D1 защищает транзистор Q1 от пиков напряжения, которые возникают на индуктивной (обмотка реле) нагрузке.

Был взят стандартный VAGовский модуль дополнительного реле. Контакты аккуратно вынуты. Вместо них вложены обыные отечественные автомобильные разъемные (это важно! на разъемных клеммах есть упругий упорный лепесток, которым контакт держится в разъеме) "мамы" с припаянными к ним кусками медного провода сечением 1,5кв.мм. Весь электронный блок был собран на текстолитовой плате и припаян к медным проводам, идущим от контактов реле. Получилась конструкция, показанная на фотографиях:
Блок задержки в сборе. Вид 1.
(здесь, на первом фото, хорошо видны подстроечный резистор и диод индикации. И три из пяти соединений-стоек из медной проволоки в белой изоляции).

Блок задержки в сборе. Вид 2.
(а здесь хорошо видны элементы стыковки с VAGовским блоком реле, транзисторы Q2, Q1 и конденсатор C1).

Реле на фотографиях - с "ухом" под винт, но в колодку может вкладываться любое автомобильное реле-кубик с пятью контактами. Можно и с четыремя контактами - все будет работать, но без индикции. Впрочем, индикация нужна только для отдадки и, возможно, диагностики исправности блока задержки.

Вы наверное, заметили, что в блоке задержки на фотографиях стоит светодиод не АЛ307, а АЛ102. АЛ102 меньше по габаритам. Вот и все.

Установка на машину.

Можно сделать просто: провод от D7 (черно-желтый) разорвать; тот конец провода, что идет от D7 подключить к J1 (припаян к плате), а другой его конец - к J3 (тоже припаян к плате). J2 соединен с "массой" автомобиля.

А можно сделать хорошо: провод от D7 (черно-желтый) идет к колодке реле 78 (или 178) и оттуда, от контакта колодки, ответвляется к АБС. Вот это ответвление к АБС и надо рвать; тот конец провода, что идет от D7 подключить к J1 (припаян к плате), а другой его конец - к J3 (тоже припаян к плате). J2 соединен с "массой" автомобиля. Это делается потому, что провод от D7 подает питание не только на АБС, но и на реле гидронасоса. Если модуль задержки или его реле почему-либо откажут - может прерваться питание, поступающее через него. С АБС всегда можно договориться, а вот гидронасос отключать - последнее дело.

У меня используется реле без "уха", и модуль дополнительного реле (колодка) нащелкнут на "гребенку" (кронштейн для дополнительных реле, имеется над блоком педалей, выше места подвешивания блока реле) между реле АБС и реле насоса гидроусилителя тормозов. Но можно нащелкнуть и на блок реле.

Опыт эксплуатации.

Задержка поставлена где-то на 0,5 - 0,7 сек. Если включать зажигание нормально, "чтобы ехать", то все получается как следует. АБС включается в нормальный режим работы безо всяких там выдач кодов.

Если вертеть ключом не спеша, то явно ощущается момент, когда отключаемые потребители уже включились, а приборная панель еще нет. Ждем 2-3 секунды, включаем зажигание (приборную панель). Начинается выдача кода. Если при этом последовательно сделать запросы кодов всех ошибок, хранящихся в памяти АБС (как написано на страничке, посвященной диагностике АБС) - то в после выдачи кодов всех ошибок АБС выдаст код "0-0-0-0" (все ошибки показаны). Выключаем зажигание. Включаем зажигание, заводимся, едем со скоростью выше 40 км/ч. Останавливаемся, выключаем зажигание. "Медленно" его включаем, так, чтобы получить коды ошибок. Выдается код "4-4-4-4" (ошибок нет). Что и требовалось.

Вот так хорошо. Вот так, пожалуй, и получше, чем мыслили себе конструкторы машины.

Мне очень нравится!

Вместо заключения.

Если хочешь указать на ошибки, то сначала похвали!
(Охотник из к/ф "Обыкновенное чудо")

Все вопросы, замечания и пожелания присылайте . Очень старался не нарушать ничьих копирайтов.

Ежели Вы мое творение перепечатывать соберетесь - сделайте упоминание меня. Или моей странички. Мне приятно будет...

С уважением, Дмитрий Орлов.

P.S. Некоторые старые браузеры не в силах показать Вам рисунки в формате *.PNG. Если Вы принадлежите к числу несчастливых обладателей такого браузера, но не в силах ни расстаться с ним, ни уговорить его отречься от ереси (а это имеет смысл! Рисунок схемы, занимающий в формате PNG 25Кб, сделан из 1Мб BMP (без потери качества!). Еще вариант - 285Кб JPG), то попробуйте сохранить у себя страничку целиком, а потом просмотрите ее с помощью, скажем, ACDSee. Или вообще WinWord'ом, если при установке его на компьютер была выбрана установка всех конвертеров графических файлов. Или нажмите сюда - вам приедет этот самый 285Кб JPG.

 

------------------------------------------------------------------------------

Вернуться на авто-листик: www.orlovdv.narod.ru/auto.html

Сайт создан в системе uCoz